Знаменитая картина «Черный квадрат»
Картина «Черный квадрат» не единственная. Малевич написал несколько черных квадратов. Были и белые и красные.
Нам более известна картина 1915 года.
Она не была первой в истории культуры и искусства, ей предшествовали рисунки других художников.
Эксперименты с черной краской были за долго до рождения Малевича. Многие художники изображали этот геометрический предмет, как шутку. У каждого мастера был свой мотив.
Одна из первых картин черного квадрата, дошедшая до нас, вышла из под пера Роберта Фладда в 1617 году. Называется она «Великая тьма».
«Великая тьма» Роберт Фладд 1617
По прошествии двухсот лет, еще один художник обратился к этой теме. Картину Берталя «Вид на La Hougue (под покровом ночи)» можете посмотреть ниже.
«Вид на Ла-Хог (ночной эффект), Жан-Луи Пети» Берталь 1843
Гюстава Доре в 1854 году создал еще один шедевр. Назвал его «Сумеречная история России» и предоставил на суд зрителей.
«Сумеречная история России» Гюстав Доре 1854
Французский поэт Пол Билхолд, в 1882 году, создал картину «Ночная драка негров в подвале». Как раз это произведение и выглядит, как шутка, что собственно и хотел продемонстрировать Билхолд.
«Ночная драка негров в подвале» Пол Билхолд 1882
Шуточный подход понравился художнику из Франции Альфонсу Алле. Он продолжил эту линию и создал рисунок «Битва негров в пещере глубокой ночью» 1893 года.
«Битва негров в пещере глубокой ночью» Альфонса Алле 1893
Малевич подводил под эти изображения философский смысл. Рисуя черные квадраты, белые и красные квадраты художник много времени и сил тратил на теоретическое описание, на рецензии картин.
Так картина черного квадрата не имеет четких углов, и это со слов художника не случайно. Таким образом, Малевич пытался показать динамику, нестабильность. Так же нужно заметить, что в выставочном каталоге картина была обозначена как «Четырехугольник», а не как квадрат.
«Чёрный супрематический квадрат» Малевич 1915
"Чёрный квадрат" Малевич 1923
"Красный супрематический квадрат" Малевич 1915
"Белый квадрат на белом фоне" Малевич 1917
Все эти произведения необходимо рассматривать с точки зрения времени, в которое они писались. Это время революций и в живописи в том числе. Малевич жил в эту эпоху и не мог быть вне событий. Поэтому, как чистое искусство картины сложно назвать, как например более классические пейзажи или портреты, но сколько людей столько и мнений.
Малевич встал на позицию полного разрыва с предметностью, подкреплённую декларированием чёрного квадрата как «первого шага чистого творчества в целом»
Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложнее многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.
«Чёрный квадрат» входит в цикл супрематических работ Казимира Малевича,в которых художник исследовал базовые возможности цвета и композиции; является, по замыслу, частью триптиха , в составе которого также присутствуют « Чёрный круг » и « Чёрный крест ».
Супрематические три квадрата есть установление определённых мировоззрений и миростроений… чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции, и белый как чистое действие.