Ванитас — жанр натюрморта
Натюрморт в переводе с французского значит - мертвая натура или если сказать более точно — не живая натура.
Мы редко замечаем предметы нашего постоянного пользования. Они постоянно под рукой, они постоянно перед глазами, ну что в них может быть интересного. Но вот в картине почему-то они смотрятся шедеврально. Странная такая особенность.
На самом деле художники потому и художники, что заставляют нас посмотреть на обыденные вещи со стороны красивости, если можно так сказать, заставляют нас остановиться и задуматься, взглянуть на обычное по философски.
И вот в далеком 1620 году сформировался такой жанр как ВАНИТАС (Vanitas). Предметы в таких картинах натюрмортах были буквально мертвые. Засушенные цветы, черепа, старые, потрепанные книги, какие-то осколки камней.
Картины натюрморт
Vanitas vanitatum
Надо сказать, что такой жанр распространился в основном в Голландии и во Франции. Замысел такой картины натюрморта заставлял зрителя вспомнить о смерти, о смысле жизни, о быстротечности жизненного пути, о временном нашем существовании. Как правило, центральную часть композиции занимал человеческий череп.
Картины натюрморт
Первые натюрморты были исполнены с черепом, в каких-то нишах со свечей. Такой был своеобразный «дрез код». Но чем больше барроко вступал в свои права, тем больше картины натюрморты ванитас становились пышнее и отходили от канонов.
Само название ВАНИТАС (Vanitas) произошло от библейского высказывания «Vanitas vanitatum et omnia vanitas» если перевести то это суета сует, все суета.
Portrait stilleben
Каждый из предметов картины натюрморта являлась символом. Например: череп — символ смерти, мыльный пузырь — символ быстротечности существования, карнавальная маска — символ пустого существования (внутри нет человека, одна оболочка), бутылка — пьянство, испорченные фрукты — символизировали старение, оружие — символ власти, но вместе с тем, то что нельзя забрать с собой и т. д.
Комментарии