
Институты средневековья
Хм, странный вопрос. Ну, если есть хоть какой — то талант, поступай в Художественный Институт, и все — ты художник.
Если опустить подробности, то это где-то так. Получил диплом и ты уже мастер.
Но это представление современника. Сегодня этот процесс отработан. Рожденные в наше время и не знают других путей, им кажется, что всегда так и было. Во всяком случае не особенно задумываются над этим.
Художника нельзя оценивать по диплому. Диплом это всего лишь картон, бумага. Художника нужно оценивать по работам. Вот например как Ройтбурд Александр.
Открою тайну, не всегда были институты и училища. В Средние века процесс обучения происходил немного по-другому.
По большому счету в те далекие времена к художнику относились как к ремесленнику, как к столяру, как к кузнецу, как к гончару. Собственно многие из нынешних художников таковыми и являются.
Ремесленник это мастер делающий продукт по правилам ремесла, то есть научили делать горшки и ты всю жизнь лепишь глину. Творческий процесс отсутствует, работаешь по канонам. Делаешь хорошо, качественно, но без искры, без вдохновения.
Так вот таковыми и считались художники.
Родители, увидев тягу своего ребенка к рисованию, отводили к мастеру на «смотрины». Если художник отмечал задатки таланта, то он оставлял мальчика у себя на воспитание, записывал его в ученики.
Само обучение длилось не меньше трех лет. Ученика приводили к мастеру либо он жил на обеспечении учителя в его доме. Если взять средний возраст ученика, а это девять — тринадцать лет, то лет в четырнадцать — шестнадцать он заканчивал обучение.
И обучение не было связано со сдачей экзаменов, зубрежкой СопроМата и Истории КПСС.
Вначале ученик растирал краски и готовил грунт, то есть был подручным, на подхвате. Находясь в мастерской, он знакомился с работами учителя и старших учеников, выполнял подсобную работу, следуя их советам.
Втягиваясь в процесс, он начинал рисовать. Ему давали возможность порисовать на подготовительном картоне, для фрески. Дальше он мог поучаствовать в прорисовке фона на фреске или картины, которую мастер в это время писал. Потом ученику доверялась часть картины, фигура или группа фигур.
Некоторые из картин были полностью написаны учениками. Мастер готовил только композицию и в конце мог немного подправить холст, мазнув пару раз кистью.
В свое время, когда Леонардо Да Винчи был в учениках у художника Андреа Верроккьо, тот ему доверил написать ангела на своей картине «Крещение Христа». И мы сегодня можем видеть первые шаги в искусстве молодого Леонардо Да Винчи.
«Крещение Христа» Андреа Верроккьо 1470—1475
Ангел на картине «Крещение Христа» Андреа Верроккьо
написанный Леонардо Да Винчи
Такой подход к обучению давал свои результаты. Постепенное втягивание ученика в процесс рисования формировала творческую личность.
Наиболее талантливые становились известными и обеспеченными. Папы и короли переманивали их к себе, давая большие вознаграждения за работу. Появлялся такой своеобразный аукцион.
Дальше постепенно художники выходят из под определения — ремесло. Они становятся творческими единицами, способными заставлять задуматься, переживать.
И надо сказать, что такая система обучения не хуже, а может и лучше чем современная. Такие имена как: Микелланджело, Мантенья, Веррокью и тот же Леонардо Да Винчи проходили эту школу.
Комментарии